Пешие походы
  • Регистрация

Урочище Аязьма - излюбленное место отдыха туристов-палаточников, которых в народе называют «Дикари», даже фильм сняли об этих местах (те кто отдыхают в этом прекрасном месте не первых год, говорят, что атмосферу в фильме передали правильно ).

Специалисты по топонимике Крыма говорят что название «аязьма» переводится с греческого как «освящённый, благословенный». Вероятно по причине того, что на мысе Айя находился древний греческий храм. Часть урочища Аязьма в народе называют «Инжир». Утверждают, что одна из скал, находящихся здесь, по форме напоминает плод этого южного растения.

Флора и фауна этих мест поистине уникальна. Здесь растут знаменитая реликтовая сосна Станкевича, интересный своей розовой корой земляничник мелкоплодный, или «крымская бесстыдница» - единственный вид произрастающих на Украине вечнозелёных лиственных деревьев, одно из немногих реликтов доледникового периода. В Крыму здесь проходит северная граница распространения этого удивительного растения и много других растений занесенных в Красную книгу Украины. Сосна Станкевича растет только в Крыму. От других видов сосны ее отличают длинная тонкая хвоя и серовато - бурая кора.

Так же здесь можно увидеть диких кабанов, лис, косуль, муфлонов, ежей. На побережье плавают стайки разнообразных рыб тропического происхождения. По камням бочком передвигаются крупные крабы (размером с кулак). Если повезет и найдёшь нужный камень, то на ужин можно нарвать мидий, однако в связи с браконьерским отловом этих моллюсков, найти их большая редкость.

В западной части скалистый берег мыса Айя переходит в урочище Аязьма, а его восточная прибрежная полоса ограничена скалистым обрывом горы Куш-Кая - урочищем Батилиман. В геологических отложениях урочища Аязьма нередко случаются гигантские аммониты - раковины больших головоногих моллюсков, что жилы в теплом юрском море. На мысе Айя были найдены мраморообразные известняки необычной расцветки – черно-золотистые с включениями минерала пирита, который светится.

Для нас это место до недавнего времени являлось белым пятном на карте, но попасть туда очень хотелось, так как все кто там хоть раз побывал, рассказывали о мысе Айя с необыкновенным восторгом.

Итак, мы приехали на своем любимом «Опель Кадетте» в Балаклаву, по дороге остановились возле винзавода «Золотая Балка». Так как началось время урожая, винограда, мы купили немножко покушать, цена была на удивление не очень высокой для «Новых Крымских Цен», в пределах 100 руб за 1 кг.

Долго блуждали по узким улочкам Балаклавы, чтобы припарковаться (с местами для парковки здесь в это время года напряжённо) и наконец-то нам повезло. Быстро разгрузились и двинулись в путь!

К слову в Балаклаве, как и в остальной, части оккупированного Крыма, всё очень изменилось: повсюду мозолит глаза Российский «триколор», местные жители всячески пытаются показать, что они теперь «русские», повсюду на биг-бордах физиономия «великого» президента РФ с какими-то невнятными обещаниями. Всё это очень бросается в глаза и немного угнетает! Так как печальнее всего то, что нынешнее население Крыма не понимает того, что всё это большая политическая игра, в которой интересы людей совершенно не учитываются.

Ну да ладно, мы сюда приехали в первую очередь наслаждаться удивительной красотой поистине уникального места под названием «Полуостров Крым». Поэтому отставим политику для политиков, а мы идём дальше!

Спустя 20 минут мы были уже возле «Генуэзской крепости» под названием «Чембало», которая была построена в середине 14 века. Оттуда открывается прекрасный вид на Балаклаву с одной стороны и на мыс Айя с другой.

Известный польский поэт Адам Мицкевич во время путешествия по Крыму написал о ней так в одном из своих сонетов:

Развалины замка в Балаклаве.

Обломки крепости, чья древняя громада,
Неблагодарный Крым! твой охраняла сон.
Гигантским черепом торчащий бастион,
Где ныне гад живёт и люди хуже гада.

Всхожу по лестнице. Тут высилась аркада.
Вот надпись. Может быть, герой здесь погребен?
Но имя, бывшее грозой земных племен,
Как червь, окутано листами винограда.

Где италийский меч монголам дал отпор,
Где греки свой глагол на стенах начертали,
Где путь на Мекку шел и где намаз читали.

Там крылья чёрный гриф над кладбищем простер,
Как чёрную хоругвь, безмолвный знак печали,
Над мертвым городом, где был недавно мор.

Родник, который находится чуть ниже в балке, к сожалению, пересох поэтому напиться студёной водицы не получилось. Долго мы здесь не рассиживались. Кстати по всему пути стоят деревянные столбы с маркировкой маршрута и расстоянием до значимых мест. Как гласил один из столбов, та тропа на которую мы ступили, именуется «Большая Севастопольская», а до пляжа «Инжир» где мы собирались ночевать нам нужно было топать 6,5 км.

Мы шли не спеша, рассматривая по сторонам красоты этих мест. Тропа, очень натоптанная и для прохождения не сложная, даже с большими рюкзаками. Чтобы дойти до урочища нужно держаться «золотой середины» т. е. не подниматься слишком высоко и не спускаться слишком низко, а идти прямо по тропе ориентируясь по указателям, пока не дойдёшь до родника, а вот оттуда уже спускаться к морю. Так как вышли мы из Балаклавы примерно около полудня, то примерно около 17:00 мы были возле родника «Аязьма - Чокрак». Слава Создателю он был полон. Мы от души напились воды, набрали баклажки и немного отдохнули.

Возле родника мы познакомились с семьёй из Москвы, которые уже не первый год отдыхают в этом удивительном месте. Они нас любезно провели от родника к морю (т. к. тропка вниз малозаметная) и показали хорошее место для палатки. Нас напоили вкусным чаем из горных трав и рассказали нам кучу полезной информации. Так вот иногда бывает, что приезжие люди знают о твоём родном крае больше чем ты – коренной житель этих мест.

Вдоволь накупавшись, мы проводили солнышко, и пошли готовить кушать. А после ужина решили полюбоваться красавицей луной, которая ярко освещала своим серебряным сиянием побережье, придавая этому месту оттенок загадочности. В эту ночь мы сладко спали и нам снились сказочные сны о новых приключениях.

На следующий день мы проснулись около 9:00 утра и попив чаю без промедления пошли на море. Я напялив маску, трубку и ласты, превратился в «ихтиандра», и поплыл исследовать побережье, а моя любимая жена, немного поплавав между морских камней, махнула хвостиком как истинная русалка и решила немножко позагорать.

Затем, по плану у нас было изучить окрестный ландшафт и максимально пройти на восток урочища Аязьма в сторону «Дальнего Инжира». В этом нам помогла молодая девушка из Москвы по имени Лилия.

Мы поднялись к руинам ещё одной древней Генуэзской крепости. По всей видимости, она как-то взаимодействовала с крепостными сооружениями «Чембало» в Балаклаве. Осмотревшись мы двинулись дальше в сторону Куш-Кая. По дороге нам встретилась босоногая женщина с безумным взглядом (такие здесь тоже попадаются). Далее на скале угольком было нарисовано изображение всевидящего ока, как бы напоминая о том, что здесь за нами кто-то приглядывает.

Поднявшись, ещё на один пик, нашему взору предстал прекрасный пейзаж: внизу была большая уединенная бухта с двумя крупными скалами в море. По всей видимости это и есть «Дальний Инжир». Мы немного отдохнули, поснимали пейзажи и решили, что в следующий раз обязательно остановимся именно в этой бухте т. к. людей здесь практически нет и лесники, говорят, сюда не доходят.

На обратном пути мы немного поживились ягодами растения под названием «эфедра» из которой делают известный стимулятор Эфидрин, постояли под самой старой «сосной Станкевича» на побережье мыса Айя и под конец нашей прогулки искупались возле стены Ушакова.

Ещё один чудесный день на побережье прошёл плодотворно и насыщено. В таком ритме, среди дикой природы, начинаешь по-настоящему ценить жизнь!

На третий день мы надумали целенаправленно сходить в посёлок Резервное, чтобы пополнить запас вкусняшек, к тому же у Лилии там была уже знакомая женщина, которая продавала домашнее молоко, сметану и творог.

Мы поднялись к роднику, напились водички и пошли на перевал. Указатель на столбике гласил, что до Резервного 2,8 км. Через час мы были уже на перевале «Куршум-Богаз» что в переводе с тюркского означает «Свинцовый перевал».

Дальше шла плавная грунтовая дорога через густой буковый лес прямо до посёлка. По дороге мы насобирали диких яблок, кизила, тёрна и наелись ежевики. Буквально час ходу и мы уже стояли возле дома бабушки Вали, которая продавала молочные продукты. Купив по полтора литра охлаждённого молочка и полкилограмма творога со сметаной, мы попрощались и пошли в соседнее село Гончарное за продуктами. По дороге мы обратили внимание на необычные строения, оказалось, что это Буддистский Храм. Нам повезло т. к. мы успели до перерыва и магазин был открыт. Накупив хлеба, булочек, сгущёнки и мороженого мы уселись на лавочку и с удовольствием отобедали.

Вернулись в лагерь около 16:00. Восемь часов пролетели незаметно. Приняв морские ванны и насытив наши бренные тела пищей, душа потребовала музыки и мы без лишних разговоров расчехлили свою Гитарлеле, достали Дарбуку и затянули весёлые песенки.

Итак, настал последний день нашего пребывания на мысе Айя и я решил его посвятить, всецело, подводной охоте. Намедни я обзавёлся нехитрой приблудой, подобием которой пользовались ещё наши предки на гавайских островах. Она в народе так и называется «Гавайка». Это такая длинная, алюминиевая палка с резинкой с одной стороны и гарпуном с другой. Облачившись в ласты и маску, я вышел на охоту. Скажу вам честно, что я не ждал особо крупного улова и надеялся подстрелить хоть что-нибудь. Бычки оказались очень проворными, а вот «Рулены», которых в народе называют «Зеленухами», были куда более сговорчивыми.

В итоге мой улов составил три «Рулены» по 100 гр., одну по крупнее около 200 гр. и одну какую-то тропическую рыбку округлой формы с чёрным пятнышком на хвосте на 50 грамм. Всего получилось примерно 0,5 килограмма морской рыбы и два крупных краба размером с кулак, которые меня изрядно покусали, пока я их ловил. Моему восторгу не было предела. Я почувствовал себя первобытным охотником.

Всё это добро мы засолили и упаковали в котелок, чтобы вечером приготовить себе настоящий морской ужин.

Отобедав, собрав палатку и сложив наши рюкзаки, мы обменялись контактами с нашими новыми друзьями из Москвы. Теперь пришло время возвращаться. Уезжать не хотелось, но нас манило к себе ещё одно потрясающее место - это был его величество мыс Фиолент.

Обратно мы решили ехать по морю до Балаклавы, поэтому мы пешком дошли до причала на «Золотом пляже», а оттуда сели на частный ялик и за 100 рублей с человека добрались до места.

PS: Говорят, что добраться до урочища Аязьма можно Тремя путями:

1. Сухопутно: от Балаклавы по тропе в сторону мыса Айя.
2. Сухопутно: от 22-го километра дороги Севастополь - Ялта пройти до села Резервного, а затем спуститься к морю через перевал «Куршум-Богаз».
3. По морю - из Балаклавы на любой арендованной яхте (катере).

Так вышло, что за четыре дня нам удалось пройти все эти маршруты. Так что программа максимум была выполнена и теперь мы смело можем ставить флажок на карте в районе мыса Айя.

[09.08.2016 – 12.08.2016]

Как нас найти

Звонки по Украине:
моб. +38 (067) 327-45-42
моб. +38 (093) 012-18-50

В остальных случаях:
Skype:  mrvaness
E-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Зарегистрируйтесь, чтобы получать эксклюзивные предложения и другие скидки от нас, подписывайтесь на нашу рассылку.